Поделиться

Распечатать страницу
19 декабря 2021

Декабрьская экспедиция в Сибирь

Профессиональное развитие учителя происходит в живом диалоге с коллегами. Обмен лучшими практиками учителей внутри команды Лицея и за ее пределами, освоение новых пространств для взаимодействия с учениками способствуют развитию педагогической культуры в Лицее. 

Мы стремимся к тому, чтобы круг единомышленников и региональных партнеров Лицея МГИМО становился шире и разнообразнее. Этой зимой претворилась в жизнь сибирская экспедиция педагогической команды Лицея в Тюменскую область. Событие состоялось благодаря дружественной поддержке Института развития образования Тюменской области и движению «Учитель года России».

Программа экспедиции и обучающих мероприятий формировалась в течение первого полугодия при деятельном участии ТОГИРРО — Тюменского областного государственного института развития регионального образования. В основу программы были положены инструменты профессионального и личностного роста учителей. Конкретное содержание определялось запросами и дефицитами, которые были обозначены самими учителями Лицея в ходе больших интервью.

«Мы убеждены, что ключ к свободному и полноценному развитию ребенка лежит в индивидуальном подходе, в персонализации его образовательного маршрута. Работая над кадровым потенциалом Лицея, мы пришли к выводу, что будет справедливо предложить индивидуальный маршрут профессионального развития также и учителю. На это и была нацелена программа нашей поездки», — отметила Анастасия Викторовна Кузьмина, заместитель директора Горчаковского лицея.

Программа сложилась из трех компонентов: представление собственного опыта в формате урока, применение диалоговых технологий в технологически насыщенном пространстве, учебная работа с пространством и предметом. Для каждого компонента определилась своя площадка.

Уроки прошли 18 декабря на площадке ТОГИРРО. Свой опыт представляли поочередно учителя Лицея и тюменские коллеги. Владимир Владимирович Шмелев, учитель английского языка Лицея, давал урок, анализ которого проводили учителя тюменской Гимназии №21. Они же провели собственные уроки, в анализе которых участвовал Владимир Владимирович. Урок истории, посвященный личности последнего российского императора, представил Алексей Николаевич Захаров. Анастасия Анатольевна Сопова, учитель математики, провела урок алгебры для базовой группы 10 класса. Каждый урок завершался методическим анализом при участии более 30 тюменских учителей, собравшихся, несмотря на субботнее утро, для обмена опытом и практиками с коллегами из Лицея МГИМО.

Во второй половине дня работа была перенесена на площадку исторического парка «Россия — моя история». Команда Лицея предложила новый жанр обучающего мероприятия — педагогическую рефлексию в форме прогулки по интерактивной экспозиции. Пространство парка было условно разделено на семь секторов — по числу членов команды, принимавших участие в рефлексии. Каждый сектор был посвящен отдельной теме, но все они были объединены общей драматургией и составляли в целом единое размышление о роли учителя в жизни ребенка. 

После рефлексии состоялось знакомство с учителями — победителями профессиональных конкурсов, представлявших Тюменскую область на федеральном уровне на протяжение почти 30-летней истории конкурсного движения педагогов.

Команда Лицея познакомилась с народным учителем России Лидией Николаевной Русаковой — педагогом, директором школы и автором YouTube канала «Сказки о школе». Участие во встрече приняла и Екатерина Сергеевна Костылева — Учитель года России (2021), принесшая Тюмени победу в главном профессиональном конкурсе страны. Модератором встречи выступила Ольга Владимировна Ройтблат — народный учитель России, доктор педагогических наук, ректор института ТОГИРРО. 

Насыщенный день завершился прогулкой по ночной Тюмени.

Финальный день работы на тюменской земле — воскресенье, 19 декабря — прошел в городе декабристов Ялуторовске. Центральным событием дня стало посещение дома декабриста Муравьева-Апостола. Учителя Лицея приняли участие в открытом уроке, подготовленном ялуторовскими коллегами. Обзор урока продолжился в форме открытой дискуссии. Андрей Николаевич Новаков, учитель обществознания Горчаковского лицея, рассказал о возможностях работы с предметом в ходе музейного урока. Наталья Владимировна Гурская, учитель русского языка и литературы, рассказала о своей методике работы с текстом в пространстве музея. Тьютор Лицея Александр Анатольевич Бондарь поделился практиками организации групповой работы во время выездных мероприятий с учениками.

Образовательная поездка в Тюменскую область — первое из запланированной серии событий, посвященной профессиональному и личностному развитию учителей Горчаковского лицея. Предстоит проанализировать полученный опыт. Однако, очевидным представляется развитие чувства команды и ожидание новых образовательных путешествий.

Поделиться

Регистрация на вступительные испытания