Lean School

Концепция «бережливой школы» выстраивается на принципах, сформированных в производственной системе японской корпорации «Тойота». Она основана на философии постоянных улучшений процесса обучения через непрерывный анализ и создание ценности образования для конечного потребителя. Внедрение подхода Lean School в Горчаковском лицее происходит в сотрудничестве с Госкорпорацей «Росатом» и Концерном «Калашников». В сентябре 2019 года на базе Горчаковского лицея МГИМО прошла учредительная конференция Клуба директоров бережливых школ. 

Подход Lean School использует миссию образовательного учреждения как отправную точку реализации программы Lean преобразований. 

Миссия Горчаковского лицея МГИМО 

Мы помогаем каждому лицеисту найти свой путь и свое предназначение. 

Мы даем необходимые знания и навыки, развиваем индивидуальные особенности обучающегося, чтобы он мог реализовать себя и учиться вдохновенно.

Работы в рамках направления Lean School в Горчаковском лицее делятся на 3 направления:

  • Культура совершенствования 
  • Качественные процессы
  • Интерактивный Лицей

Направление «Культура совершенствования в Лицее»

Вдохновляющая среда: 

  • Философия кайдзен (кайдзен-предложения, кайдзен-проекты, личные кайдзен-проекты руководителей); 
  • Система 5С (визуализация, навигация); 
  • Персональные планы обучения (ППО). 

Стандартизация лучшего опыта: 

  • Умная стандартизация процессов; 
  • Визуальный менеджмент (стандартизация процесса ежедневного управления (контроля) и реакции на отклонения).

Проектные команды: 

  • Организация команд для проектов направлений «Вдохновляющая среда» и «Стандартизация лучшего опыта» (самореализация и развитие профессионализма учащихся и персонала Лицея через реализацию кайдзен-проектов и управление)

Направление «Качественные процессы»

Гибкая система приема и адаптации: 

  • картирование потока создания ценности и улучшение процесса приема и адаптации персонала;
  • картирование потока создания ценности и улучшение процесса тестирования и приема лицеистов.

Гибкая система управления и обучения:

  • картирование потока создания ценности, анализ и устранение потерь в административных процессах;
  • картирование потока создания ценности, гибкое составление и перепланирование расписания (открыт проект).

Гибкая система разработки и совершенствования программ: 

  • картирование потока создания ценности, разработка и стандартизация новых программ обучения, тренингов, мастер-классов, организации внеучебных мероприятий.

Направление «Интерактивный лицей»

Цифровизация улучшенных процессов: 

  • алгоритмизация и цифровизация улучшенных процессов предыдущих блоков

Цифровизация лучших образовательных программ: 

  • алгоритмизация и цифровизация учебных программ, автоматизация лучших практик

Мониторинг эффекта от внедрения лин-подхода:

  • Постоянный мониторинг и замер эффекта внедрения на ключевых показателях

В рамках обучения в Лицее каждый воспитанник учится управлять самым ценным ресурсом – собственным временем, чтобы достигать высоких образовательных и жизненных целей

Из выступления Директора Лицея Р.И. Котова на учредительной конференции Клуба директоров бережливых школ: 

“Во-первых, в работе Лицея мы прежде всего изменили точку опоры - в нашей школе это каждый конкретный ребенок, а не дети и не школа, в целом. Это, при правильном подходе, меняет весь образовательный процесс. Во-вторых, мы сразу говорим детям, что мы больше, чем школа в её обычном понимании. Поэтому нам важно опираться в своей работе на стандарты качества «взрослых», серьезных предприятий, в том числе и тех, на которых в дальнейшем будут работать наши выпускники. И сегодня наша цель научить лицеистов самих быть бережливыми, управлять своим временем и изменениями, которые происходят в их жизни”