Педагогическая рефлексия в пространстве Исторического парка Тюмени

20 декабря 2021

Выход за рамки класса постепенно стал педагогической «рутиной» Горчаковского лицея. Это возможность проявить учебную мотивацию ребенка и создать непривычный обучающий контекст для учителя, через который он может определить свои зоны ближайшего развития и освоить новые приемы и практики.

«Мы интересны себе и окружающим, пока развиваемся и можем быть новыми», — этой цитатой Ильи Сергеевича Демакова, директора Лицея, пронизана лицейская среда.

«Диалог ребенка с учителем остается содержательным и результативным только в том случае, если учитель умеет задавать вопросы к собственным практикам. Все, кто заинтересован деятельно участвовать в развитии школьного образования, прежде всего должны содействовать созданию условий — пространства для такого диалога», — отмечает Роман Котов, проректор МГИМО, курирующий сегмент общего образования. 

В декабре 2021 года пространством для диалога стал Исторический парк «Россия — моя история» в Тюмени. Прогулка по экспозиции парка, предложенная учителями Лицея, объединила школьников и их родителей, учителей из разных регионов, представителей органов управления образованием. 

Исторический парк — это сложная, технологически насыщенная среда, открытая для совместной работы ребенка и взрослого, независимо от направленности их интересов. На экспозиции парка уверенно проходят уроки по математике и литературе, иностранным языкам и географии, в целом — по всему школьному курсу. Исторический контент парка сообщает любому уроку воспитательный потенциал. С такими комплексными пространствами стремится работать и Горчаковский лицей МГИМО.

Для участников встречи прогулка по парку стала единым размышлением о взаимоотношениях ученика и учителя. Её структура сложилась из семи блоков, в каждом из которых своим видением делился один из членов команды Горчаковского лицея. 

Начало прогулке положили Наталья Владимировна Гурская и Илья Сергеевич Демаков. Они отметили, что учитель — особый взрослый для ребенка. Обстоятельства и времена меняются, но неизменным остается диалог ученика и учителя. В рамках этого диалога разрешаются не только практические задачи адаптации к изменяющемуся миру, но и складывается образ будущего. Главный, а может быть, и единственный инструмент учителя — слово. В живом диалоге передаются знания и общественный опыт, выражается личный пример учителя. 

Разговор продолжила Анастасия Викторовна Кузьмина. Она пригласила поразмышлять о том, что в самый важный период, когда определяется личность ребенка, с ним находятся взрослые, и от того, какими будут эти взрослые, во многом зависит, каким станет сам ребенок. 

Вместе с тем, ключевым аспектом в передаче опыта и воспроизводстве культуры представляется вопрос о свободе в деятельности ребенка. Этот вопрос проблематизировала Анастасия Анатольевна Сопова. «Взрослый, стоящий рядом с ребенком, развивает его свободу, но он же и определяет ее границы, продиктованные культурой, — отметила Анастасия Анатольевна. — Значит наша работа сопряжена с трудными этическими вопросами — вопросами воспитания». 

Андрей Николаевич Новаков заметил, что решать эти трудные задачи мы призваны в постоянно меняющемся мире, которому свойственна информационная турбулентность. Следовательно, ключевым навыком, который мы сообщаем детям, становится навык критического мышления. С применением этого навыка сопряжен вопрос ориентиров: кто является авторитетом для современного ребенка — родители, сверстники, СМИ? Об этом повел разговор Алексей Николаевич Захаров. Он предположил, что все эти субъекты опосредованы от ребёнка. Не опосредован только учитель. 

Учителя Лицея провели участников встречи по всей экспозиции парка «Россия — моя история», по всему ходу ее хронологии — от истоков русской культуры до современного российского общества. Мир меняется, ход истории —  очевиден. От древнерусской школы с ее берестой — через века истории — до современных классов с интерактивными досками. Неизменной остается фигура учителя. 

Завершая прогулку, Владимир Владимирович Шмелев подвел итоги: «Исключите учителя и оставьте ребенку технологии — вероятно, вы получите то, чего никогда не хотели бы увидеть. Исключите технологии, оставив ребенку учителя — и потеря окажется восполнима. Учитель — особый взрослый рядом с ребёнком. Это делает нашу профессию неотменяемой».

Новый формат, предложенный педагогической командой Горчаковского лицея, был с интересом принят профессиональным сообществом, нашел живой отклик в прессе. В частности, ИА «Известия» выпустило большой очерк о мероприятии.

         

   

Педагогическая рефлексия в пространстве Исторического парка Тюмени