Сибирская экспедиция педагогов Горчаковского лицея

19 декабря 2022

Горчаковский лицей формирует новые практики развития кадрового потенциала. В прошлом году стартовала программа образовательных экспедиций для педагогов. Она направлена на развитие сотрудничества и коммуникации учителей, на формирование навыка отбора наиболее эффективных педагогических практик. Важной задачей образовательной экспедиции является повышение узнаваемости и авторитета Лицея МГИМО на ландшафте российской системы образования.

Успешный опыт сотрудничества Лицея с педагогическим сообществом Тюменской области определил направление новой экспедиции: команда МГИМО отправилась Тюмень и Тобольск, где в период с 15 по 18 декабря провела около 30 открытых мероприятий для учителей и родителей школьников Тюменского региона.

Серия открытых уроков прошла на площадке МАОУ Гимназия №16 г. Тюмени. Именно эта школа в сентябре 2022 года принимала заключительный этап федерального конкурса "Учитель года России". Учителя и обучающиеся Гимназии №16 являются носителями развитого навыка обратной связи и экспертизы в области оценки педагогических практик. Серия уроков была построена на принципе взаимного обмена педагогическим опытом: в 6 секциях учителя Горчаковского лицея и учителя ведущих школ Тюмени давали уроки, выступали с аналитическими комментариями, обсуждали представленные методы и технологии обучения. Модель преподавания в Лицее МГИМО в формате открытых уроков представили:

Мария Александровна Крюкова – учитель английского языка (урок истории на английском языке);
Александр Александрович Мазепов – учитель физической культуры (урок физкультуры с элементами группового тьюториала);
Наталья Андреевна Соина – учитель русского языка и литературы (урок родного (русского) языка);
Анастасия Анатольевна Сопова – учитель математики (урок базовой математики в старшей школе);
Владимир Владимирович Шмелёв – учитель иностранных языков (урок английского языка, интегрированный с уроком музыки).

На площадке тюменской гимназии также были представлены практики тьюторского сопровождения – новой педагогической технологии, в которой наблюдается дефицит продуктивных практик. Групповой тьюториал для детско-взрослой аудитории на английском языке провели Арина Олеговна Столярова и Мария Александровна Крюкова. Групповой тьюториал в формате воспитательного события провели Анастасия Викторовна Кузьмина и Анастасия Анатольевна Сопова. Спортивную тренировку с использованием инструментов индивидуального и группового тьюториала представили Александр Александрович Мазепов и Владимир Владимирович Шмелев.

На площадке института развития образования – ТОГИРРО – прошел мастер-класс Бориса Сергеевича Белозерова, учителя экономики Горчаковского лицея, посвященный интеллектуальным играм. В финальной части практического занятия Борис Белозеров провел игру в формате "Что? Где? Когда?", в которой приняли участие две смешанные команды: в каждую из команд вошли как педагоги Горчаковского лицея МГИМО, так и тюменские учителя – победители конкурсов профессионального мастерства, лидеры образования в своем регионе.

В ТОГИРРО также прошла встреча ведущих методистов Тюменской области по основным направлениям предметной подготовки с учителями Горчаковского лицея. Предметом встречи было обсуждения ряда учебных пособий, подготовленных коллективом Лицея. Были представлены к обсуждению следующие пособия:

"Геометрия: к экзамену шаг за шагом" – учебник, подготовленный Ингой Корнеевной Берниковой, учителем математики Лицея.
"Тьюторское сопровождение" – методическое пособие для учителей, подготовленное командой Лицея; авторы текста – А.В. Кузьмина, Р.И. Котов, И.С. Демаков, А.О. Столярова.
"Russian History, XX. Key Events" – рабочая тетрадь для преподавания профильного курса истории на английском языке, подготовленная Марией Александровной Крюковой.
"История: профильный курс" – коллективное учебное пособие, подготавливаемое Лицеем МГИМО совместно с факультетом международного права МГИМО (было представлено во фрагментах).
"Дневник тьюторанта" – инструмент для работы тьютора, адаптированный для интеграции в занятия по внеурочной деятельности; был представлен А.А. Мазеповым.

По итогам встречи достигнуто согласие о проведении апробации пособий на профильных кафедрах института, а также на площадках профильных школ Тюменской области. 

Суббота, 17 декабря была посвящена выездным мероприятиям на базе учреждений культуры и образования города Тобольска. В пространстве Дворца сибирского наместника учителя Лицея МГИМО провели интерактивную мастерскую "Ренессанс российской педагогики: диалог учителя и ученика в пространстве больших идей". Экспозиция музея послужила опорой для живого диалога о статусе ребенка, его дефицитах и потребностях, а также о подходах и возможностях учителей в различные исторические периоды. Мастерская продолжилась семинаром и встречей с руководителями образовательных учреждений, которую провел директор Горчаковского лицея Илья Сергеевич Демаков

Финальным мероприятием экспедиции стали открытые мастер-классы, прошедшие на площадке музейного комплекса имени И.Я. Словцова. Анастасия Викторовна Кузьмина представила лицейскую модель тьюторского сопровождения. Борис Белозеров – мастер-класс о стратегическом любопытстве. Итоги экспедиции подвели директор Лицея МГИМО Илья Сергеевич Демаков, ректор ТОГИРРО Ольга Владимировна Ройтблат и директор по региональному развитию Президентской библиотеки Олег Леонидович Шор. 

Большая образовательная экспедиция становится традиционным инструментом совместной работы педагогической команды Горчаковского лицея и эффективным каналом проверки и трансфера лучших педагогических практик в пространстве российского образования. 

Сибирская экспедиция педагогов Горчаковского лицея