«В вас заложено больше» — новый сезон в Горчаковском лицее
Начало — в этом слове много смыслов.
1 сентября в Горчаковском лицее МГИМО получилось по-настоящему многомерным.
Жизнь одной планеты — на стыке ленты времени. Один день как модель образовательной системы и отражение ее мироустройства.
Понимание направления движения, ожиданий и ключевых вех — это то, что создает горизонт, формирует прозрачность целей и критериев успеха, тем самым поддерживая в развитии и помогая в достижении намеченных результатов.
Программа дня отражала основные компоненты образовательной среды:
-
внимание к ученику — индивидуализация обучения
-
свобода выбора и неограниченный пул возможностей — вариативность и избыточная образовательная среда как импульс к поиску себя и раскрытию потенциала каждого
-
выход за рамки привычных контекстов и thinking out of the box — образовательные экспедиции и социальные партнерства, авторские проекты
-
дружелюбная атмосфера — безопасная среда
Первая половина дня представляла собой своего рода foundation-каркас, на который была нанизана архитектура учебного процесса для каждого потока и параллели.
Илья Сергеевич Демаков, директор лицея, соавтор академической модели, предложил ученикам три взаимосвязанных измерения.
Одно — для newcomers, другое — для будущих выпускников, третье — для продолжающих («ветеранов сцены»).
Многослойность, динамичность, вариативность — это то, что отличает академическую и внеурочную жизнь лицея.
Все это выразилось в первом дне, ставшим метафорой всего учебного года.
Первое измерение
Первыми вернулись в alma mater 11 классы — выпускники-2023. Линия времени, представляющая возможности, вехи, образовательные цели трех триместров учебного года, стала отправной точкой диалога Ильи Сергеевича со старшеклассниками.
В фокусе — учебный процесс, выбор университетского трека и профильных экзаменов, тренинги с участием экспертов ФИПИ и предметные диагностики, которые стали привычной канвой жизни, государственная итоговая аттестация, поступление в университет.
Сегодня 95 процентов выпускников лицея реализуют свой академический и личностный потенциал в МГИМО — в университете своего первого выбора. Растущая вариативность факультетов формирует и повышает шансы того, что каждый лицеист может найти нишу, отвечающую его талантам, интересам и амбициям.
Это разговор о бесконечной вере в потенциал человека, прогресс, которого можно достичь, превосходя свои собственные результаты и сравнивая себя с самим собой, и о постоянном наращивании возможностей, для того чтобы каждый мог найти и реализовать себя.
Эти важные принципы проявляются в образе мысли лицеистов, в том, как они рассказывают о своих ожиданиях от самих себя и планах на будущее.
«На этот год у меня большие ожидания, и я надеюсь что они оправдаются. Я уверена, что будет много новых знаний и я смогу применить их на практике, что будет немного другой формат уроков. Я сама от себя ожидаю прогресса», — признается Анастасия Попова, ученица 9 класса.
Еще в прошлом учебном году Илья Сергеевич вместе с учениками придумал традицию — присваивать некий слоган и культурный код, задающие тон и настроение предстоящему учебному году.
«Я долго думал над сентенцией этого года. И почти остановился на версии — ora et labora* (*молись и работай), — делится, смеясь, Илья Сергеевич. — Верность принципам гуманистической педагогики внесла свои коррективы в течение моих мыслей.
И в итоге наш девиз зазвучит так — plus in nobis est — в нас заложено больше.
Так мы — ваши учителя — думаем о вас: в вас всегда заложено больше. Мы стремимся создавать такие возможности для вашего обучения и развития, чтобы каждый нашел то, что станет в будущем его силой, конкурентным преимуществом.
Мы хотим, чтобы каждый зазвучал, по-своему».
Второе измерение
Эстафету приняли новички.
Newcomers приветствовал Роман Игоревич Котов, проректор МГИМО по педагогическим программам и общему и среднему профессиональному образованию, основатель лицея.
«В лицее — замечательная команда педагогов, к созданию которой мне посчастливилось быть причастным. Сегодня это более 55 «игроков». И все они — из первого состава. Большая удача, что нам удалось найти лидера, достойного этой прекрасной «сборной». Илья Сергеевич Демаков, возглавивший лицей 1 декабря 2021 года вкладывает большие усилия в развитие и преумножение команды. В этом году в лицее — существенное пополнение. К нам присоединились более 10 новых коллег».
В этой части точками притяжения стали ключевые направления академической среды лицея и модель сопровождения учебной деятельности, основанная на тьюторской и кураторской поддержке, а также активной вовлеченности руководителей образовательных программ.
«Как же я горжусь тем, что присоединился к этой замечательной команде. Я уверена, что этот старт станет поворотным моментом в моей карьере. Все работают с высоким профессионализмом. Этот день дал мне мотивацию работать больше и больше, чтобы со всей своей энергией учить наших студентов прекрасному арабскому языку», — не скрывая эмоций, делится Нура Алхури, учитель арабского языка лицея.
Погружение в учебный процесс для вновь присоединившихся учеников было организовано через интерактивное представление предметных кафедр: иностранные языки, словесность, социально-гуманитарные дисциплины, естественные и точные науки.
Отдельным блоком был представлен комплекс методических подходов, интегрированных в учебный процесс: билингвальное обучение, аспектное преподавание, сквозное для всех иностранных языков, преподавание предметов на иностранных языках (Content and Language Integrated Learning, CLIL), профильные и авторские спецкурсы (исторические портреты, история культуры и т.п.) — один только блок истории представлен 10 элективами.
«Лицей существует седьмой год. В прошлом году мы стали лучшей школой России по социо-гуманитарным наукам по версии RAEX. Сложно поверить, что мы начинали с 50 учеников.
Сегодня наше ученическое сообщество — это 250 студентов, а вместе с учителями мы — сила в 300 единомышленников.
Конкурс на поступление неизменно растет. Лицеисты с большим удовольствием участвую в отборочных испытаниях и ассистируют в мотивационных интервью и тестировании будущих коллег.
Наши учителя умеют и любят учить. Вы всегда сможете опираться на них. Это улица с двусторонним движением. Если вы откликаетесь на то, что вам предлагают, все получится.
Среда лицея будет вам помогать. Здесь все рассчитано на то, чтобы вы шли вперед и достигали образовательных результатов.
Доверие, человечность, взаимодействие — непреложные принципы нашего мира, на которых можно построить самые амбициозные начинания», — подчеркнул Роман Игоревич Котов.
Третье измерение
Лицеистов со стажем или «ветеранов сцены» тоже удалось удивить.
В этом сезоне восточный трек — это не только восточные языки, но и прикладные навыки и новые возможности.
Стартуют новые языки и кросскультурные элективы: арабский, международные отношения и страны Азии и история и культура стран Востока.
В общей сложности в этом учебном году ученикам доступны 30 комбинаций лингвистической подготовки (для сравнения — сейчас лицеисты пользуются одиннадцатью).
В рамках МГИМО-МЕД развивается медицинский профиль в лицее. Будет увеличена интенсивность преподавания профильных предметов — биологии, химии, физики, введения в специальность. Медицинский английский и практико-ориентированность обучения остаются ключевыми преимуществами этого направления. Группа медицинского трека сможет использовать новые возможности лаборатории, профессионализированных площадок, включая профильные учебные заведения и сеть клиник «Мать и дитя» — стратегического партнера медицинского образования.
Преимущество подготовки будущих медиков в МГИМО — сильная профильная лингвистическая подготовка и интегрированность в контекст доказательной медицины и международных стандартов оказания медицинских услуг, что позволит выпускникам пробовать себя в разных специализациях — практикующих врачей, управленцев или драйверов модернизации системы здравоохранения в стране.
Образовательная повестка ученика
Во второй половине дня ученики приняли участие в групповых тьюториалах — стартовых обсуждениях образовательной повестки и результатов учеников, возможных траекториях поступления и палитре профильных экзаменов.
Тьюториалы вели преподаватели лицея, которые весь прошлый год последовательно развивали тьюторскую компетенцию — интегральную для педагогической роли в команде.
Финал
День завершился праздничной встречей-напутствием студенческого сообщества Одинцовского филиала МГИМО. С пожеланиями развития и движения к реализации себя и собственной мечты выступили Анатолий Васильевич Торкунов, ректор МГИМО, и стратегические партнеры университета — Андрей Юрьевич Воробьев, губернатор Московской области, Марк Аркадьевич Курцер, создатель группы компаний «Мать и дитя».
«Завершилось лето и пространство заполнил праздник встреч, грандиозных планов и поставленных целей. Появилось приятное ощущение начатого важного дела, которое непременно будет успешным!» — делится Светлана Владимировна Богачева, учитель биологии.
1 сентября в лицее — это настоящий reunion. Встреча, воссоединение единомышленников, партнеров, тех, кто на одной волне, кто понимает друг друга с полуслова, кто заливается смехом от излюбленных шуток преподавателей и друзей.
«Я никогда не видел, чтобы 1 сентября прошло без угрюмых лиц школьников и преподавателей — а здесь были сплошь веселые лица», — вполушутку-вполусерьез рассказывает Алексей Березников, ассистент кафедры словесности.
Это встреча людей, которые вместе на всю жизнь, им интересно с друг другом, они становятся сильнее сообща и хотят разделить свой интерес к делу, а, главное, разделить свои мечты, без конца и края, протяженностью в жизнь…
В словах инициации Анатолий Васильевич с большим теплом говорил о том, что лицеисты — часть MGIMO Family и сокровищница талантов для университета, в свою очередь, Роман Игоревич Котов подчеркнул важность человеческих совпадений, которые во многом определяют нашу жизнь: «Искренне желаю вам успехов. Я убежден в том, что социальный капитал, который вы приобретаете в МГИМО — дружба, отношения, любовь, совместное время — это то, что дает движение, становиться счастливыми добрыми людьми».