Дебаты как новый вектор языковой подготовки в Лицее
Разнообразие и комплиментарность учебных форматов — характерная черта педагогической модели Лицея.
Вектор языковой подготовки — один из ключевых в учебном процессе. Дифференциация методов и форм, их постоянное наращивание в академическом и внеакадемическом поле, позволяют найти подход к каждому, создать ситуацию успеха и сделать учебную мотивацию устойчивой.
В этом учебном году родился I всероссийский конкурс Лицея МГИМО по английскому языку. Это совместная инициатива учителей и учеников.
Многоступенчатое состязание, состоящие из четырех этапов и объединившее Лицей и школы-партнеры из Санкт-Петербурга: гимназию № 116 и Газпром школу.
Первый этап конкурса — внутришкольные конференции в формате TED-Ed.
Второй этап — Рождественская конференция в формате TED-Ed — на площадке Газпром школы Санкт-Петербурга.
Уникальность модели конкурса в синтезе сторителинга, публичных выступлений, дебатов и театрального искусства. Участники развивают целый спектр мультидисциплинарных навыков и умений. Критическое мышление, анализ, умение отстаивать собственную точку зрения и увидеть свою позицию через разные призмы.
12 марта на площадке Лицея прошли дебаты — третий этап конкурса.
Лицеисты дискутировали со своими коллегами из гимназии № 116 и Газпром школы.
Каждая из школ была представлена двумя командами. В составе жюри — учителя и дети.
Дебаты проходили в формате British Parliamentary Debates. Именно этот формат используется на международных турнирах по парламентским дебатам, самым крупным из которых считается чемпионат мира — в нем принимают участие более 300 команд из 70 стран мира.
Среди тем — technology is making us more distant than connected to people; leaders have moral obligations; historical artifacts should be returned to their original countries, even if it is hundreds of years later; you need to have a college degree; it is necessary to increase lifespans. Тема финала — citizens tend to doubt.
Темы стали известны участникам накануне. Было совсем немного времени для глубокого погружения в тематику дискуссий. Аргументы рождались спонтанно, в моменте — в ответ на позицию и утверждения оппонента. Развитие навыка спонтанной речи, логично структурированной и аргументирующей позицию представляемой стороны — вызов для детей и по-настоящему амбициозная задача для учителей. Шаг за шагом, через регулярную практику дети будут оттачивать необходимые навыки и чувствовать себя увереннее в отстаивании своих позиций.
«Самым сложным, с моей точки зрения, было формулирование контраргументов. Это приходилось делать буквально на ходу, но мы не ударили в грязь лицом, — рассказывает Илья Никитин, представляющий команду Лицея. — Мы дискутировали о необходимости высшего образования. Оппозиция привела пример Марка Цукерберга, который, как известно, не закончив университет, сумел достичь невероятных высот. Разгорелся спор о том, корректно ли сравнивать других людей с несомненным гением в IT-сфере».
Елена Владимировна Зарудняя, методист и учитель английского языка, соавтор конкурса, в рамках которого проводились дебаты, рассказывает о формате мероприятия:
«В каждом раунде участвует две команды: правительство — утверждающая сторона, и оппозиция — отрицающая сторона.
Отличительная особенность такого формата — импровизация, неподготовленная спонтанная речь участников на заданную тему. По правилам парламентских дебатов участники узнают тему за 15 минут до выступления. В нашем случае темы стали известны командам накануне, при этом у финалистов было всего 10 минут на обсуждение своих позиций.
Отдельно хочется сказать об аргументации. Важно учиться грамотно выстраивать аргументы для отстаивания своей позиции и формулировать контраргументы для опровержения позиции оппонентов. Логичность выступления была одним из главных критериев успешности выступающих».
Идея проведения дебатов на английском языке нашла большой отклик среди детей. Участники по-настоящему вдохновлены полученным опытом, нацелены развивать это направление, внедрять его в повседневную практику.
«Дебаты — пространство для развития коммуникативных навыков, критического мышления, расширения кругозора, — отмечает Камиль Муслимов, ученик 9 класса Лицея. — Мне, как члену жюри, было интересно услышать аргументы обеих сторон — утверждающей и опровергающей — особенно для защиты позиции, с которой сами ребята не согласны».
Екатерина Пешкова из гимназии № 116 признается, что команды серьезно подошли к подготовке к дебатам: «Наши команды внимательно изучили и распределили роли, подобрали необходимую лексику, устраивали пробные дебаты между собой. Это было довольно увлекательно.
Сложнее всего было контролировать эмоции, когда оппоненты не соглашались с приведенными аргументами, справляться с волнением во время выступлений — у каждого члена нашей команды тряслись руки, когда они заканчивали свой монолог».
С Екатериной соглашается лицеист Георгий Допиро: «Самым непростым и в то же время интересным было собраться, взять себя в руки, справиться с волнением и слаженно работать в команде. Дебаты учат договариваться друг с другом, развивают навык публичных выступлений. Для студента МГИМО умение грамотно и убедительно выступать на публике — один из ключевых навыков, залог успеха в будущей профессии».
По мнению Владимира Юшина, учащегося 10 класса Лицея, дебаты интересны прежде всего тем, что создают пространство для эксперимента: «Мы не просто высказываем свою точку зрения. Мы задаем вопросы и отвечаем на них, приводим наглядные доказательства своей позиции в виде карт, документов... И это только поощряется. Для меня самым сложным элементом дебатов является защита позиции, с которой ты не согласен. Можно привести огромное количество аргументов и подкрепить их неоспоримыми доказательствами, но также необходимо убедить всех в своей правоте, а без веры в свою позицию это сделать очень непросто».
В МГИМО уже более 20 лет существует клуб «Дебаты». Анатолий Дементьев, ученик 10 класса Лицея, участвует в его работе. Сотрудничество юных мгимовцев с клубом дебатов большого МГИМО может стать импульсом к развитию этого направления и выходу на международный уровень.
«Было невероятно интересно услышать разные точки зрения, наблюдать за стратегиями команд и анализировать собственную позицию по той или иной теме. Ребята были очень увлечены происходящим. Надеемся, что этот формат будет развиваться в Лицее», — делится Мария Александровна Крюкова, учитель английского языка Лицея.
Анна Жаманакова, ученица 9 класса Лицея, наблюдала за дебатами в роли жюри: «Мне, как судье, показалось, что самым сложным для ребят было опровержение точки зрения, с которой они согласны, ведь разделение команд на “за” и “против” было абсолютно спонтанным. Это особенно чувствовалось в теме «It is necessary to increase lifespans».
Дебаты были очень живыми. Для меня важно было не только услышать аргументы, но и следить за структурой дебатов. Была проведена очень хорошая и сильная подготовка. И учителя, и ученики проделали большую работу».
Привлекательность таких форматов в том, что они развивают академический и личностный потенциал участников в контексте нового опыта, который выходит за рамки школы.
Всероссийский лицейский конкурс — своего рода стартап, предложенный учителем и учениками, поддержанный управленческой командой.
В коллаборации со школами-партнерами дан старт развитию дебатов на школьном этапе.