Поделиться

Распечатать страницу
17 февраля 2023

Языковые исследования лицеистов представлены на международном научно-практическом семинаре

Развитие у детей и подростков умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования. Важной составляющей в образовательной системе Горчаковского лицея МГИМО является проектная деятельность, в ходе которой лицеисты учатся видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, а также доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательская работа, как и любое творчество, становится интересной и эффективной только тогда, когда ученик сам выбирает тему и развивает ее в полноценное научное исследование. Именно с такими исследованиями выступили лицеисты на международном научно-практическом семинаре «Язык. Культура. Перевод: лаборатория актуальных смыслов». Семинар проводится факультетом лингвистики и межкультурной коммуникации МГИМО уже в шестой раз. Презентация работ юных исследователей состоялась в рамках круглого стола «Активные процессы в языках на рубеже ХХ–ХХI веков: от истоков слова – к новым смыслам» (Школа молодого ученого).

Темы работ были весьма разноплановые. Анна Буленкова, ученица 9 класса, выступила с темой «Когнитивная метафора как отражение языкового сознания современного носителя русского языка».  Анна признается, что давно хотела более глубоко изучить метафоры:

Перед исследованием я не задумывалась над тем, насколько прочно связаны мышление и язык, но, как оказалось, эта связь – неразрывна, и доказательство этому – существование когнитивной метафоры. Готовить исследование было очень интересно, я читала статьи, собирала текст выступления, консультировалась с моим научным руководителем.

Екатерина Зарудняя, также ученица 9 класса, остановила свое внимание на «Роли русизмов в немецком языке на рубеже XX–XXI веков». Мария Алексеевна Ваганова, учитель русского языка и литературы, выступила научным руководителем девятиклассниц:

Первый шаг в науку – и сразу на международной конференции! Лицеисты выступали в одной секции со студентами МГИМО, приобщались к новейшим лингвистическим исследованиям и деятельно в них участвовали – это очень ценно.

Ученица 10 класса Рина Воронкова построила свое исследование на материале современных зарубежных мультипликационных фильмов и компьютерных игр, изучила их влияние на язык подростков:

Эта тема давно волновала меня.  Мой младший употребляет в речи странные слова, которые мне приходится «гуглить». Мне всегда хотелось просто рассказать об этом, попробовать донести до людей, что сейчас происходит с русским языком. Во время выступления я старалась опираться на личный опыт, и, наверное, поэтому аудиторию заинтересовало мое выступление. Мне задавали много вопросов, к примеру, о роли воспитания в формировании речи у детей. Еще был интересный вопрос о том, действительно ли дети перенимают эти слова из мультиков? Ведь там нет таких слов как «кринж» или «рофл». Я подумала, что проблема ведь еще в том, что в современных зарубежных мультиках используются примитивные речевые конструкции, поэтому словарный запас детей так скуден.

Кира Видеогольд, тоже ученица 10 класса, выбрала тему «Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия: новые смыслы». Обе ученицы работали под руководством Натальи Владимировны Гурской.  Не менее интересной оказалась работа еще одного десятиклассника Артема Дмитрива «Трудности медицинского перевода с английского на русский», научный руководитель Артема – учитель английского языка Динара Равилевна Камелетдинова.

Артем признается, что опыт выступления на лингвистической конференции оказался для него очень полезным:

Я узнал много нового о медицинском переводе. Выбор темы обусловлен тем, что в ней сливаются два важнейших, на мой взгляд, направления – медицина и лингвистика. Акцент я сделал на «ложных друзьях» переводчика, так как считаю этот аспект одним из самых важных и сложных. Мне также пришлось поработать над преодолением волнения и над стройностью речи. Камерная и дружелюбная атмосфера помогла мне преодолеть себя.

Не остались в стороне и выпускники. Алина Морозова, ученица 11 класса, представила работу «Языковой вкус, языковая норма, языковая агрессия в средствах массовой информации РФ». Алина рассказала, что при подготовке исследования наибольший интерес у нее вызвала речевая агрессия: «Речевая агрессия встречается очень часто. Важно понимать, что это такое и научиться ее распознавать».

Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации – один из сильнейших факультетов Одинцовского филиала МГИМО во главе с Валентиной Александровной Иконниковой. Для юных горчаковцев участие в таких мероприятиях – это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой – ранняя профессионализация и погружение в контекст факультета, развитие нетворка и знакомство с молодыми и зрелыми учеными, возможность понять, насколько им интересен дискурс межкультурной коммуникации и примерить на себя роль будущего студента.

Поделиться

Регистрация на вступительные испытания