«Карловские чтения» как пространство осмысления исторического дискурса

29 марта 2022

Работа со школьным образованием — одно из стратегических направлений работы МГИМО. Университет не только развивает собственную экосистему школьных проектов, но взаимодействует со школами по всей России и за рубежом, поддерживает инициативы, направленные на развитие сотрудничества в области общего и среднего образования.

Одна из таких инициатив — международный детско-юношеский образовательный форум «Карловские чтения», который проводится Фондом памяти Андрея Карлова совместно с Московской международной школой в Анталье. 

Фонд создан в 2017 году по инициативе Марины Михайловны Карловой, вдовы экс-посла РФ в Турции Андрея Геннадьевича Карлова, и группы российских и турецких дипломатов, предпринимателей, общественных деятелей с целью развития международного сотрудничества в области образования. Попечительский совет возглавляет ректор МГИМО Анатолий Васильевич Торкунов.

«Карловские чтения» призваны сформировать у молодого поколения осмысленное понимание событий, происходящих на современной международной арене, — на примере взаимоотношений России и Турции. 

Участники форума — ученики 8-11 классов из разных городов России и Турции — пишут авторские эссе на темы, связанные с международными отношениями, историей, политикой, экологией, литературой. А затем встречаются в живом режиме в формате интеллектуальной игры.

Темы эссе отличает актуальность и острота проблем, отсутствие единой позиции по историческим дилеммам. Вызовы и кризисы в современных международных отношениях, нужны ли государственные границы в XXI веке, как пандемия может изменить характер международных отношений, должны ли государства бороться за свои национальные интересы, остается ли Москва «Третьим Римом» в XXI веке, пути решения проблемы разделенных народов — далеко не полный перечень тем к размышлению.

Старшеклассникам предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее, подкрепив ссылками на исторические источники и научную литературу, а также проанализировать проблему с позиции различных гуманитарных и социальных наук. 

28 марта 2022 года на площадке Университета состоялась встреча лауреатов форума с Р.И. Котовым, проректором МГИМО по педагогическим программам, общему и среднему профессиональному образованию, и И.С. Демаковым, директором Горчаковского лицея.

Р.И. Котов рассказал старшеклассникам об Университете, условиях поступления, основных профилях обучения и особенностях образовательной среды: «Участвуя в таких образовательных инициативах, вы вносите вклад в свое собственное будущее — расширяете круг своего общения, свой профессиональный нетворк, погружаетесь в контекст международных отношений и применяете свои знания. Этот опыт будет полезен в вашем самоопределении и обучении в Университете».

«Выход за рамки привычного образовательного пространства — это всегда преодоление и совершенствование. — поделился И.С.Демаков. — Осмысление исторического процесса определяет нашу жизнь, это сложная и непрерывная работа. Такие встречи актуализируют нашу потребность в постоянном изучении и сравнении исторических контекстов». 

В этот же день школьники из Пензенской и Брянской областей, Новосибирска, Ставропольского края, Казани, Ростова-на-Дону, Москвы встретились на ринге «Что? Где? Когда?». На этот раз вопросы касались истории повседневности и необычных фактов, определяющих нашу жизнь, — от экологических практик советских и наших времен, легендарных персонажей «Бриллиантовой руки» до инвестиционных казусов.

Это любимый и знакомый формат для лицеистов, который уже несколько лет в Горчаковском лицее развивает Борис Белозеров. А.В. Кузьмина, заместитель директора Горчаковского лицея, наблюдая за игрой, с гордостью отметила, что ребята чувствовали себя как рыба в воде, «для них это привычная и востребованная стихия».     

Эти встречи — часть образовательной программы, подготовленной с 28 по 30 марта для лауреатов и их наставников. 

В финале программы — встреча-беседа с Д.С. Барановым, 3-м секретарем Четвертого европейского департамента МИД РФ, которая пройдет сегодня, 29 марта, в Музее Победы. Завершится день награждением победителей.

      

   

   

   







 

«Карловские чтения» как пространство осмысления исторического дискурса