Образовательная экспедиция в Школу будущего
Образовательные экспедиции — излюбленный формат учеников и учителей лицея.
Это выход за рамки школы, возможность погрузиться в новые контексты и прожить новый опыт, увидеть новые грани себя и других. Такие поездки будоражат фантазию, исследовательский интерес, предпринимательское мышление, формируют новые социальные связи.
Лицей постоянно расширяет сообщество партнеров. Среди них — образовательные организации, культурные институции, социальные проекты.
С 5 по 7 декабря группа лицеистов вместе со своими учителями отправилась в Калининград, чтобы исследовать исторический Кенигсберг, Большое Исаково, Зеленоградск, Куршскую Косу.
В центре экспедиции — Школа будущего, созданная Алексеем Викторовичем Голубицким, лидером мнений российской системы образования.
Программа этих дней — плод коллективных усилий. Эмоциональное присоединение и постановка целей и задач — зона ответственности Алексея Викторовича, автора школы. В этом движении его поддерживает педагогическая команда Школы будущего.
«Алексей Викторович сам встречал нас в день приезда у Бранденбургских ворот. Провел установочную сессию в автобусе, представил насыщенную программу. Первый день сразу задал интенсивный ритм всему происходящему. Органный концерт был очень красивый, хорошая подборка музыки. Мы успели окунуться в атмосферу рождественского города, побывать на могиле Иммануила Канта, заглянуть в музей марципана и увидеть версию исторической реконструкции города в музее немецкого быта Altes Haus. Активности в школе были тоже очень увлекательными. Особенно мне понравилось рисовать колбу для проекта. Не все удалось успеть, много получилось попробовать», — рассказывает Анна Буленкова, ученица 9 класса.
Анна Игоревна Чернявка, преподаватель направления МГИМО-Мед созвучна в своих впечатлениях голосу лицеистов: «Впечатлил орган в кафедральном соборе, Школа будущего с учениками в количестве 2500 детей и масштабом реализуемых проектов, и синяя вечность Балтийского моря. Экспедиции — это всегда опыт через впечатления: яркие, спокойные, хорошие, плохие, разные, но наполняющие. Динамичный формат позволяет и обучиться новому, и исследовать город».
Школа будущего в Большом Исаково уникальна тем, что стала настоящим центром притяжения и драйвером развития территории. Один из секретов успеха и устойчивости этого образовательного проекта — вовлечение сообщества в разработку концепции будущей школы еще до ее строительства. Получается, что школа позиционировалась как открытое пространство — с момента идеи ее создания.
Важная составляющая философии школы — разомкнутость ее контура для внешней среды. Школа открыта другим образовательным и культурным институциям по всей стране и за ее пределами и готова делиться опытом и лучшими практиками, родившимися в ее стенах. Эта ценность во многом созвучна ценностям Горчаковского лицея.
Школа — часть городской, образовательной, культурной, предпринимательской среды: школа входит в самые разные альянсы и контексты, и они входят в школу и расширяют ее внутреннюю топографию, делая ее бесконечной.
Школа будущего Калининградской области — это отсутствие ограничений, свобода мысли, поддержка инициативы и создание условий и среды для их реализации.
В этом убедились лицеисты, которые смогли попробовать самый разнообразный — практический нешкольный опыт.
Образовательная экспедиция в Калининград — это сочетание научно-исследовательского, проектного и музейного треков, практики в ремесленных студиях и, конечно, возможности неформального общения со сверстниками и учителями в новых неизведанных контекстах.
«Мы расширяем пространство образования и можем учить детей вне стен благодаря инфраструктуре социальных партнерств. Мы передаем нашим ученикам философию обучения в течение всей жизни, каждый момент — шаг развития, важно иметь ресурс и нужную оптику, — делится Анастасия Викторовна Кузьмина, заместитель директора по качеству образования. — А еще это чувство команды, узнавание друг друга в новых контекстах (обстоятельствах), синергия мысли, перезагрузка, прекрасный способ сплочения и развития детского-взрослого сообщества».
Архитектуру учебного процесса обеих школ характеризует принцип персонификации. Его полноценная реализация возможна благодаря избыточной образовательной среде и максимальной вариативности. Этот подход в полном объеме проявился в том, как была сконструирована программа выездного учебного интенсива.
Палитра учебных треков включала несколько измерений:
- практикум учить учиться
- биохимическую лабораторию
- ремесленные и технические мастерские
- коллективный антропологический проект-исследование «Азбука будущего»
- авторский музей-коллаж как результат совместных перформативных практик
«Ценность этой образовательной поездки заключается в расширении культурных и образовательных горизонтов лицеистов, — рефлексирует новый опыт Динара Равилевна Камелетдинова, учитель английского языка лицея. — Специальный формат экспедиции позволяет лицеистам почувствовать среду и атмосферу передовых школ России, взаимодействовать с детьми разных возрастов и работать с ними в одной команде в самых разнообразных контекстах. Для педагогов это возможность обменяться своим профессиональным опытом. Таким образом вносятся инновации в образовательные среды обеих школ».
Модуль, посвященный развитию гибких навыков, был нацелен на развитие универсальных практических грамотностей: анализа и синтеза информации, мнемотехник, подходов к структурированию и визуализации данных — освоение технологий mind-map, flash-card, метода пиктограмм и связок.
Химико-биологический блок, особенно релевантный для учеников медицинского направления МГИМО-Мед, был сконструирован как лаборатория. Лицеисты самостоятельно проводили опыты по изучению химического состава живых объектов и химических элементов и веществ в организмах. В фокусе — две практические задачи:
- исследование местной продукции, сравнение производителей, выводы о пользе или вреде каждого продукта питания путем определения содержания глюкозы, белков и других компонентов в молочных и растительных продуктах питания;
- измерение показателей качества воды: рН, содержание ионов железа, хлорид ионов, жесткости разнообразными методами анализа — потенциометрия, фотометрия, титрование.
Заинтересованность в человеке, его развитии и реализации его собственной уникальности, поддержка в освоении нового и сложного — это то, что объединяет организационную культуры Школу будущего и Горчаковского лицея, в котором особое место занимает индивидуальное сопровождение учеников и развитие тьюторской компетенции учителя.
«Разумеется, педагог должен быть чувствительным. К состоянию детей, к состоянию коллег, к своему собственному состоянию. Я уверен, что наша профессия — самая сложная из всех, без преувеличений. Потому что мы работаем с самым сложноустроенным биосоциальным организмом — с человеком. Развитие человека зависит от социума, в котором он живет, и от образовательной среды вокруг, а создание развивающей образовательной среды — это, пожалуй, самая сложная задача», — так формулирует Алексей Викторович Голубицкий главную миссию учителя, именно эту способность развивает в своей команде и она формирует школьный климат и ценностное ядро, на которое нанизываются другие важные смыслы.
Наши две школы сближает стремление к всестороннему развитию учителей и учеников. Новым измерением для лицеистов в этой поездке стали ремесленные и музейные треки, пробы в графическом дизайне и перформативные практики.
Музейные треки были разработаны с учетом самых разнообразных интересов и включали классические и необычные музеи. Лицеисты погрузились в тайны двух миров Гофмана, мирового океана и пережили настоящие метаморфозы в музее мусора и музее черепов и скелетов.
«Мне все безумно понравилось. Было много интересных мероприятий — экскурсии по Школе будущего, музею философии и т.д. Калининград — очень красивый город. Особенно запомнилась поездка в Зеленоградск. Атмосферный городок. Зарядил новогодним настроением», — делится Анна Семина, ученица 10 класса.
С Анной соглашается Михаил Шевяков: «Своим экспертным мнением заявляю, что Калининград — чудесный город».
Кульминацией поездки стали создание азбуки и ассоциативного граффити Калининградской области — своего рода метафорических карт, отражающих особенности культуры повседневности, менталитета, топографии местности и истории края.
«В таких контекстах дети открываются по-новому. Особенно впечатлила работа детей при выполнении проекта по созданию панно с ассоциациями о Калининграде», — делится Анна Игоревна Чернявка.
Образовательные экспедиции расширяют пространство — внутреннее и внешнее.
Это всегда про трансформацию и новые горизонты.
Их ценность — в том, что ученики и учителя всегда возвращаются обновленными, наполненными новыми идеями и энергией для их реализации.