Разговор об образовании будущего — на равных

12 апреля 2022

...Ничего не бойся, наращивай силу.
Настраивай свой парус и иди

Артем Соловейчик

Мы, взрослые, много говорим об образовании будущего — между собой. 

Сегодня становится важным спросить детей — как они видят будущее, чего хотят сами.

8—9 апреля в МГИМО прошел новый формат конференции, соавторами которой стали молодые взрослые — young adults — учащиеся Горчаковского лицея МГИМО. 

Проректор по педагогическим программам и школьному образованию Р.И. Котов так определил цели новой инициативы: «Замысел всей конференции — про философию партнерства, соконструктивизма, вовлечение и передачу ответственности подросткам и молодым взрослым, тому, в кого веришь и кому веришь»

Образовательное событие — I am me — поиск созвучия и совместного движения. Я — это я — потому что про реализацию себя, радость сбыться, свободу быть самим собой, проявляться и проявлять других. 

«Мы открыли наше двухдневное событие в формате партнерских тандемов, чтобы подчеркнуть целостность, непрерывность, преемственность, силу и красоту круговорота поколений — способность говорить от своего имени и одновременно посмотреть глазами другого человека. Мне посчастливилось поразмышлять о партнерстве в формате сократовских диалогов с 10-классниками Дарьей Беловой и Порфирием Петровым», — подчеркнул ректор А.В. Торкунов.

Ученическая команда соорганизаторов встретилась с Анатолием Васильевичем на утреннем брифинге перед конференцией для синхронизации и обсуждения ключевых смыслов. Сам процесс подготовки проявил принцип горизонтального взаимодействия и партнерства. 

Мария Зелепукина, ученица 10-го класса Горчаковского лицея и одна из участниц утренней встречи размышляет о совместном опыте: «[...] Каждый человек, который участвовал в конференции раскрылся для меня совершенно в другом ключе. Я заметила, что взрослые всегда смогут дать нам верный совет, а каждый ребёнок — это личность, со своим мнением и интересами. Мы перешли ту грань чрезмерной формальности, когда дети не могут заговорить со взрослым, лишь из-за разности в возрасте. Предполагаю, что именно из-за этого появляется проблема "разрыва между поколениями" или проблема "отцов и детей". Но всё же одной конференции точно недостаточно, чтобы решить эту многовековую проблему. Поэтому хотелось бы, чтобы данное событие стало определенной традицией, в которой смогли бы поучаствовать все лицеисты. Спасибо, что заботитесь о нашем будущем».

Принципы соучастного проектирования были реализованы через возможности сопродюсирования сценария конференции и участия в нескольких треках: 

  • разработка образовательной модели школы будущего, моделируя четыре грани куба: учитель, учебный процесс, пространство, выпускник; 
  • проектирование подростковой школы (создание общего видения);
  • выставка авторских коллажей (важно, кем станешь);
  • интеграция проектного трека лицеистов с метатемами: осознанность (mindfulness), стартапы, соучастное проектирование, дипломатия;
  • продюсирование образовательной повестки учеником: переход на самообразование, планирование учебного процесса, осмысление собственного опыта преподавания.


Формат очень откликнулся, всё было замечательно и дальше тоже хотелось бы участвовать в таких мероприятиях — делится Анастасия Попова, ученица 8 класса Горчаковского лицея. 

Такие форматы продуктивны при условии системной долгосрочной работы. Идеи и усилия подростков будут продолжены после конференции — будут сформированы проектные группы по запуску образовательной площадки МГИМО — «Новый взгляд» в Хамовниках. Участники конференции в дальнейшем смогут стать соавтором этого продукта, пройти стажировку или устроиться на работу, когда школа будет построена.

Центральными сессиями стали разговоры о мечте как о мере реализации человека и образовании будущего. В диалогах приняли участие Владимир Легойда, Ярослав Скворцов, отец Александр Кузнецов, Роман Котов, Елена Котова, Михаил Мокринский, Витольд Ясвин, Марина Пинская, Вероника Зонабенд, Кирилл Медведев, Юлия Жилина, Илья Жилин, Арам Пахчанян, Артем Соловейчик, Алексей Голубицкий и, конечно, сами подростки.

В секции «Круговорот мечты: свобода и преемственность» участники дискутировали вокруг двух полюсов: мечта — импульс к движению, пробам, новому опыту, возможность понять себя и вырасти над собой или наоборот ограничение. Все эти размышления привели к мысли, что мечта может меняться, как и мы сами. Наша внутренняя трансформация может менять и наши мечты.

Среди нарративов об образовании будущего прозвучали следующие акценты: 

  • что делать сейчас, чтобы результат был сообразен ожиданиям и требованиям будущего
  • личностное единство, личностную когерентность как ключевой фактор реализации человека
  • культура системных усилий и навыки преодоления во имя развития и раскрытия новых граней в себе и других
  • постановка общечеловеческих задач и гуманистические ценности
  • версатильность и асинхронность, многомерность источников


Арам Пахчанян развивал тему сообществ — стаи — организационной культуры и уклада будущего, которые смогут обеспечивать устойчивость, продуктивность, а главное — ценностное созвучие. Живую реакцию вызвало выступление Юлии Жилиной о гуманизации образования и в целом жизни, и актуализации потребности формирования общечеловеческих ценностей своим собственным примером. Екатерина Зарудняя, ученица 8-го класса Горчаковского лицея, откликаясь на размышления о ценностях, поддержала значимость развития моральных ориентиров и проблематизировала важность новых методов и типов взаимодействий с учениками — современных и вовлекающих. 

Важной интеграцией был симпозиум, посвященный эффективным педагогическим стратегиям и формирующему оцениванию. Хедлайнерами этого направления стали педагоги-студенты магистерской программы «Современная педагогика и образовательный дизайн». Спикеры проанализировали самые разные аспекты педагогического мастерства от открытого и дифференцированного преподавания до постановки учебных целей и структурирования урока.

Соведущие конференции делились тем, что этот блок практической педагогики может стать импульсом для самоопределения подростков: «кто знает, возможно, благодаря этой встречи в нас раскроются будущие учителя». 

«Образование будущего — это, конечно, про независимость и авторство, и про учителей, которые готовы и способны видеть и слышать ученика, друг друга и сами практиковать те навыки, которые они хотят формировать у своих учеников. История про то, как важно вовремя услышать себя, говорить от своего имени и принять собственное решение», — Марина Александровна Пинская, научный руководитель магистерской программы, поддерживает парадигму учебной самостоятельности в образовании настоящего и будущего.

Конференция — еще одно звено развития нового кластера педагогических программ МГИМО. За эти два года в университете стартовали кафедра образовательных систем и педагогических технологий, два потока магистерской программы «Современная педагогика и образовательный дизайн», два потока программы педагогической переподготовки «Родитель — Учитель» и программа профессионального развития для педагогических команд Горчаковского лицея и Колледжа МГИМО. 

Все эти продукты объединяют сквозные принципы: обновление модели компетенций учителя, опора на сократовский метод вкупе с принципами гуманистической педагогики и соучастного проектирования, формирование и развитие чувства сопричастности, партнерства и «соработничества».

      

    

      

      

      

   

   

   

   

   

  

   

   

   

   

   

Разговор об образовании будущего — на равных