В центре и учитель, и ученик: продолжение диалогов с учителями
На этой неделе состоялся образовательный интенсив в Завидово, а мы продолжаем публикацию серии диалогов с педагогической командой лицея.
Сегодня в кадре: Алексей Юрьевич Березников, Надежда Сергеевна Вовченко, Дарья Александровна Воробьева, Элла Викторовна Гордюшкина, Денис Михайлович Жилин, Алексей Николаевич Захаров.
Практически в каждом интервью звучит: «В Лицее в центре и учитель, и ученик».
«Это симметричная среда: и дети, и учителя чувствуют возможность самореализации. Никого не загоняют в рамки, всегда есть поле для творчества, огромное количество проектов, которые позволяют воплотить в жизнь интересы как ребенка, так и педагога», — считает Алексей Захаров, учитель истории.
«Здесь нужно все время быть в хорошей форме – и профессиональной, и интеллектуальной, и внешней, чтобы соответствовать окружению. Лицей способствует развитию приятного самоощущения, как в известном меме – «как я хорош, как мощны мои лапищи». И эти «лапищи» мощны в разных областях. Можно сказать, что лицей повышает чувство собственного достоинства – и это, безусловно, полезно», – признается Денис Жилин, учитель химии.
Повседневность лицея – это создание условий для развития и проявления талантов всех причастных. Сам учитель, тьютор, куратор определяет свой запрос и движется в своем развитии сообразно своему опыту и ресурсу.
Мы не можем дать человеку больше, чем он способен взять в данный момент, и очень важно дать запросу сформироваться. Этот принцип мы применяем ко всему нашему сообществу – и к ученикам, и педагогам.

«Атмосфера, которая поддерживается в лицее, сочетает в себе интеллектуальные устремления, творческие достижения и, конечно же, последовательность ежедневных усилий», – рассказывает Дарья Воробьева, учитель английского языка.
«Я сделала для себя открытие, что необязательно вовлекаться во все одновременно. Можно выбрать себе одно направление, одну профессию, которую любишь больше всего », – признается Надежда Вовченко, учитель испанского языка.
Безусловно, эти непрерывные вложения в человека не отменяют рутинные рабочие задачи. И каждый неустанно вносит свой вклад в общее дело, определяя самостоятельно пространство для творчества и профессионального развития. Возможности для этого безграничны.
«Мне нравится все, что меня окружает. Разносторонние коллеги, у которых много интересов, помимо преподавания. На мой взгляд, очень важно развиваться в разных неожиданных сферах », – делится Алексей Березников, учитель русского языка и литературы.
Внимание и поддержка, которые получают учителя, создают точки опоры для детей, ту энергию, которую учителя готовы разделить с ними.
В неформальном пространстве Завидово многие лицеисты делятся тем, что заинтересованность в процессе обучения, вовлеченность, академическая успешность – все эти показатели напрямую зависят от контакта и взаимопонимания с учителем.
«Самое ценное – это connect с учителями вне учебного времени. Невозможно выучить предмет с учителем, с которым у вас не установлен контакт», – делает вывод Екатерина Киселева, ученица 10 класса.
«Для всех ответ один – connect», – соглашается в одном из интервью Эльдар Гайнутдинов, ученик 10 класса.
«Между учеником и учителем нет непреодолимого барьера: для ученика учитель не недосягаемая высшая инстанция, а прежде всего человек, который может помочь и поддержать… Здесь ребенок может состояться как личность, использовать свои сильные стороны», — уверена Элла Гордюшкина, учитель русского языка литературы.
Стремление к саморазвитию, культура непрерывного обучения, готовность рефлексировать собственный опыт и говорить с подростками на понятном им языке и слышать их запрос – это то, что делает учителей лицея интересными и созвучными детям.