Диалоги об истории Конституции в историческом пространстве XVIII века

19 апреля 2022

Образовательные события похожи на многомерную объемную действительность, когда пространство расширяется, а время нелинейно.

Это про культурологический опыт, погружение в межпредметное изучение ключевых областей познания: истории, философии, теологии, обществознания, культурологии, истории религии, архитектуры, градостроительства, антропологии, урбанистики. В то же время это углубление в наиболее откликающиеся в данной точке сферы академического и личностного интересов.

Сама архитектура выездной учебной недели в Санкт-Петербурге устроена таким образом, что она позволяет развить общность, сформировать общий культурный код и ценности, прожить значимый совместный опыт в сообществе учителей и учеников и достичь индивидуализации в рамках разработанных профильных треков.

«Формат выездных уроков, квестов, экскурсий в значимых местах со значимыми взрослыми о ключевых событиях истории России имеет высокую эффективность. В новом контексте ученики лучше воспринимают историческую информацию», — считает Динара Равилевна Камелетдинова, учитель английского языка Лицея.

Диалоги об истории Конституции в историческом пространстве 18-го века — метафора всей экспедиции. Эта встреча открыла образовательное путешествие и объединила всех его участников.

История Конституции в действии в главном хранилище главного закона страны. Видоизменения текста как оттиск исторического процесса.

«Для того чтобы выиграть, нужно знать правила...», — комментирует Илья Сергеевич Демаков, директор Горчаковского лицея.

Здание Сената и Синода — восхитительный архитектурный проект Карла Росси на Сенатской площади — вобрал в себя историческую память многих эпох.

Здесь был фахверковый дом светлейшего князя Меншикова, при императрице Елизавете Петровне — дом канцлера Бестужева-Рюмина, здание перешло в казну в эпоху Екатерины II, после чего здесь впервые обосновался Сенат. В XVIII веке здесь располагался дворец барона Остермана, а позже — особняк и салон графини Лаваль. В этом доме собирались декабристы накануне выхода на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.

В 1829 году Николай I объявил конкурс на проектирование нового облика Сената и Синода.

С 1925 года архитектурный ансамбль позднего классицизма стал хранилищем государственного исторического архива. С 2008 одно из крыльев занимает Конституционный Суд Российской Федерации.

Все эти культурные и исторические слои стали доступны лицеистам на практике.

Многообразие исторических контекстов было представлено в самых разных форматах: от доклада до интерактивной экскурсии и интеллектуальной игры.

Илья Сергеевич Демаков говорил об исторических личностях, непосредственно связанных с развитием конституционных идей в России – от Екатерины Великой, составившей «Наказ» Уложенной комиссии, до Сергея Витте, принимавшего участие в подготовке Основных государственных законов. Алексей Николаевич Захаров сделал акцент на трансформации текста основного закона страны – от первой Конституции Советской России до действующей Конституции Российской Федерации.

«Такие экскурсы — расширение наших исторических и обществоведческих знаний. Они особенно продуктивны в контексте живой архитектуры и законотворческого процесса», — признается Ксения Демина, ученица 9 класса Лицея.

В продолжение лекции — интеллектуальная игра на тему истории и эволюции Конституции России от Бориса Белозерова, эксперта и лектора Всероссийского общества «Знание», обладателя Бриллиантовой совы: «Это была открытая игра для всех участников лектория. Ребята, что меня порадовало, были активны — это всегда главное, проявили искренний интерес. На мой взгляд, в этой поездке мы самыми разными способами, главное, увлекательными для наших лицеистов напитываем их культурными ценностями и интеллектуальным опытом».

«Уникальность инфраструктуры и деятельностный формат самой встречи усилили учебную мотивацию детей и их вовлеченность», — так рассказал о новом опыте в необычной среде Виктор Вошкин, тьютор Горчаковского лицея.

Погружение в историю процесса становления Конституции в нашей стране — это и углубление профильных знаний лицеиста, и ценностная синхронизация — про важность понимания ключевых исторических процессов для каждого образованного человека.

Конституция — первостепенный документ, который влияет на нашу жизнь. Знание и понимание этого ключевого текста, умение трактовать первоисточник — это ответственная позиция современного человека, способного мыслить критически, готового вносить вклад в законотворчество и развитие общества.

Этот тезис подтверждает Валентина Беломестнова, руководитель проектов кафедры образовательных систем и педагогических технологий МГИМО: «Мы редко задумываемся о Конституции, принимая многие вещи как должное, как повседневность. Между тем из этого состоит наша жизнь».

Такие непривычные контексты могут дать импульс к самостоятельному изучению того или иного предмета, который изначально казался рутинным и не применимым. Образовательные экспедиции, которые переворачивают отношение ученика к предмету, обладают бесконечным потенциалом метаморфозы.

Диалоги об истории Конституции в историческом пространстве XVIII века