Поделиться

Распечатать страницу
16 февраля 2021

Интервью с Игорем Александровичем Алексеевым, советником МИД РФ и ведущим авторского спецкурса «Модуль игровой дипломатии» в Лицее

Анна Макеева, учащаяся 9А класса и представитель Медиацентра МИД Лицея, накануне Дня дипломатического работника встретилась с Игорем Александровичем Алексеевым, советником МИД РФ и ведущим авторского спецкурса «Модуль игровой дипломатии» в Лицее. 

В каких жизненных ситуациях навыки дипломата Вам пригодились?

— Дипломатия в широком смысле — это интеллектуальный и мирный способ выстраивания отношений. Каждый человек, который общается с другими людьми, должен в определенной степени быть дипломатом. То, что дипломатические навыки полезны, я понял ещё до того, как задумался о своей профессии. Это осознание пришло в школе, где нужно было грамотно выстраивать отношения и вести диалог не только с учителями и одноклассниками, но и, например, с хулиганами, с которыми не хотелось ввязываться в драку, или с симпатичной девочкой из параллельного класса, с которой я хотел познакомиться. Чем дальше во взрослую жизнь, тем важнее эти навыки становились для достижения успеха: я использовал их и в поездке по обмену за рубеж, и при поступлении в вуз, и при прохождении собеседований с работодателями, и во время первых стажировок в МИДе, и, наконец, при поступлении на дипслужбу и адаптации в новом коллективе.

Что Вы можете выделить особенного в обучении в институте МГИМО?

— Я учился в МГИМО в начале «нулевых». Поначалу студенческая жизнь не радовала активностью и разнообразием: учеба сводилась в основном к освоению профильных наук и иностранных языков. Однако мне повезло стать не только свидетелем, но и активным участником расцвета студенческого движения в институте. Студсоюз, созданный в 2002 году молодежным активом при поддержке руководства МГИМО, быстро снискал репутацию флагмана среди подобных объединений в российских вузах. У нынешних студентов «альма-матер» есть абсолютно все возможности не только получить крепкие знания, но и провести шесть важнейших лет своей жизни с максимальной пользой для себя и для других. Сейчас в МГИМО функционирует множество факультативов, ассоциаций, секций, кружков, которые не только удачно дополняют аудиторную работу, но и развивают важнейшие практические навыки, полезные для жизни. 

С какими трудностями Вы сталкивались на протяжении своей карьеры дипломата?

— Трудности и риски подстерегают дипломата на каждом шагу, но их набор весьма индивидуален. У меня, например, много сил отнимали жилищно-бытовые вопросы и частые переезды: служебную квартиру в Москве я смог получить лишь на пятнадцатом году работы, и при выезде на работу за рубеж я должен вернуть ее государству. Мне не всегда удается справляться с задачами поддержания здоровья и занятия спортом, хотя должен отметить, что МИД в последние годы активно развивает соответствующую инфраструктуру для сотрудников. Конечно, бывают стрессовые ситуации, связанные со срочными и сложными заданиями в больших объемах, но, как поется в одной песне: «В бурях лишь крепче руки /.../ гораздо трудней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль». В целом мне повезло, что я всегда оказывался на тех направлениях работы и в таких коллективах, где скучать не приходилось. 

Как будет в будущем развиваться сфера дипломатии, на Ваш взгляд?

— Памятуя о шутке Министра о дипломатии как древнейшей профессии, я могу добавить, что по сути это еще и одна из самых консервативных сфер деятельности. В ней много устоявшихся принципов и правил, большинство из которых универсальны и вряд ли будут подлежать пересмотру даже в наш стремительно меняющийся век. Другое дело — формы и методы работы. Раньше внешнеполитические дискуссии, как правило, были прерогативой профессионалов, ведущих переговоры за закрытыми дверями, теперь все чаще полемика выплескивается в публичное пространство, в Интернет, в соцсети и вовлекает широкую аудиторию обычных людей. В этих турбулентных условиях наши коллеги, отвечающие за информационную работу, быстро ориентируются и ведут весьма эффективную, проактивную деятельность. Задача других дипломатов — экспертов в разных областях — им в этом помогать, а также самим быстро осваивать современный инструментарий информационной работы, учиться новым формам дипломатического труда.

Что бы Вы порекомендовали будущему поколению в этой сфере?

— Я бы очень хотел, чтобы будущие дипломаты смотрели на этот мир так, как учатся это делать слушатели Горчаковского лицея МГИМО, которые помогли мне сконструировать так называемую «Дипломатическую матрицу». Это почти как таблица Менделеева для дипломатов (и по профессии, и по жизни), которая помогает посмотреть на любую ситуацию через призму четырех важных постулатов. 

Первый: важно держать в фокусе внимания стратегические цели и глобальные задачи достижения мира без конфронтации, которые должны быть всегда приоритетнее сиюминутных корыстных интересов и тактических ухищрений. 

Второй: сила — в правде. Только основываясь на честных позициях и правдивой информации, а не уловках, манипуляциях и фейках, можно выстроить долгосрочные доверительные отношения. 

Третье: поиск взаимовыгодных условий (ситуация «win-win») требует напряжения ума и человечного подхода к людям. Необходимо стремиться к тому, чтобы в выигрыше оставались все стороны, а не только сильные, причем, как это часто бывает, за счет более слабых. 

Над четвертым краеугольным принципом попробуйте поразмыслить самостоятельно, пусть это будет моей для вас интеллектуальной задачкой. Лицеисты, которые по субботам посещают мой спецкурс, тоже над ней работают и постепенно приближаются к ответу.
 

Поделиться