«Здесь я чувствую свободу педагогического творчества»
«Здесь я чувствую свободу педагогического творчества»
размышления Алексея Николаевича Захарова, учителя истории, о симметричной среде обучения, выходе за рамки привычного общения и преодолении собственных страхов. разговор про роль учителя в раскрепощении и ощущении свободы.
— почему вы здесь — в профессии, в лицее...?
Как бы банально это ни звучало, хочу сделать мир лучше. Будущее принадлежит нашим детям. Учитель влияет на ребенка личным примером, он ориентир, опора. Мой предмет – история – это наука о человеке, его развитии. Изучая ее, человек сможет увереннее смотреть в будущее.
Лицей привлекает возможностью свободно реализовывать свои задумки. Здесь я чувствую свободу педагогического творчества. Управленческая команда всегда дает зеленый свет нашим идеям.
— почему в лицее хорошо? что притягивает учителей, детей?
Это симметричная среда: и дети, и учителя чувствуют возможность самореализации. Никого не загоняют в рамки, всегда есть поле для творчества, огромное количество проектов, которые позволяют воплотить в жизнь интересы как ребенка, так и педагога.
— что для вас лично источник вдохновения?
Мое вдохновение – в достижениях учеников. Когда ребенок успешно сдает экзамен, поступает в вуз, я понимаю, что мы не зря работали. Если не получается реализовать намеченный план, меня это печалит. Хочу, чтобы дети учились там, где они хотят, и занимались тем, что им интересно.
Меня вдохновляет профессиональное признание, мне нравится, что замечают мои успехи.
Главная задача ученика – выбрать будущую профессию. Важно правильно оценивать свои силы, иметь верное представление о своем выборе. Учитель может донести до ребенка правду жизни о той сфере, в которую он собирается погрузиться.
— как вы считаете, может ли педагогический трек в лицее, наряду с медицинским, иметь интерес среди учеников?
Педагогическая практика для учеников может быть перспективной. Она помогает научиться общаться, доносить свои мысли, развивает коммуникативные навыки, которые могут быть полезны в будущей профессии. Выпускники этого направления могут быть не только учителями, но управленцами в образовании, дизайнерами образовательных программ.
— на что вы опираетесь в жизни?
На опыт предков, на осознание изменчивости человеческого развития.
В профессии это поддержка со стороны управленческой команды. В личной жизни – семья, которая меня понимает, поддерживает. Благодаря своей семье я в профессии. Мы с Анной Александровной познакомились на первом курсе исторического факультета, многое прошли и проходим вместе.
— что вы привносите с собой в школу?
Спорный вопрос. Все зависит о того, с кем я общаюсь. Интеллектуальный вклад. Стараюсь отражать собственный взгляд на вещи, предлагать интересные факты, которые в учебнике не найти. Общение с учителем – возможность выйти за пределы телефона, учебника и посмотреть на мир своими глазами. Это дарит новый опыт.
История как учебная дисциплина для многих детей – это про цифры и буквы. На самом же деле, история – реконструкция реальности прошлого по тем следам, которые до нас дошли. Для учеников не всегда бывает очевидно, что Кремль был построен в конце XV века. Эти камни помнят многое. Такие интересные артефакты можно найти везде.
Экспедиции – это шанс увидеть историю не в книге, а вокруг себя. В поездках, вне урока – менее формальное общение. Для учеников это возможность лучше узнать преподавателя, понять, что учитель – это человек. Экспедиции могут стать импульсом для неформального общения, развить доверие.
— как вы думаете, зачем ученику учитель?
Учитель важен для ученика. Сегодня нас окружает огромный поток информации, есть доступ ко всей мудрости человечества. В связи с этим принято говорить, что роль учителя сокращается. Однако в сложившемся контексте и дети, и взрослые демонстрируют недостаточность критического мышления. Когда ребенок блуждает в лабиринтах информации, он не всегда может выбрать главное. Учитель – навигатор в этом потоке, он привносит еще и свою точку зрения. При этом важно, чтобы учитель не навязывал свою повестку.
— что вы цените в людях и что считаете своей суперсилой? чему хотите научиться?
Умею летать и стрелять лазером из глаз!
Мне хватает терпения добиться нужного результата, умею быть честным с детьми и признавать свои ошибки.
Ценю искренность, готовность к диалогу. Если ребенок честно мне признается в чем-то, я иду навстречу. Не люблю, когда юлят, прячутся. Иногда мне не хватает эмпатии, хочу научиться лучше понимать чувства детей. Осознаю эту слабость, работаю над ней.
— среда лицея — про непрерывное развитие учителей и учеников, про веру в человека, про то, что каждый может ошибиться и измениться. что было вашей главной трансформацией за время работы здесь?
Стал более публичным человеком. Обычно у учителя есть свой класс, внутри которого он общается с учениками.
Лицей научил меня выходить из скорлупы класса, действовать за его пределами. Опыт с Президентской библиотекой стал для меня уникальным: трансляция шла на 42000 человек. Мне стало проще это делать. Я чувствую себя свободнее и органичнее в таком контексте.
— ваше самое большое удивление, изменение или вдохновение от вашего ученика или учеников за последний год? что-то, что изменило вас, повысило вашу осознанность?
Интересный вопрос, даже не знаю. Скорее я сам влияю на детей, нежели они на меня.
— возможно, дети смогли проявить в вас что-то такое, что вы сами никогда не считали своей особенностью?
Я детям никогда не вру и умею признавать свои ошибки. Некоторые учителя считают, что, если они ошибаются, то перестают быть авторитетом для детей. Я всегда готов признать собственные неудачи, и дети это отмечают.
Интервью провели Арина Столярова и Татьяна Златомрежева.