Продолжая «большой разговор»: встреча лицеистов с учителями словесности

14 декабря 2021

Get to know us better — лейтмотив этого учебного года в Горчаковском лицее.

Мы верим в то, что живой диалог учителя и ученика — ключ к успеху ребенка. Создание среды, которая поддерживает такой диалог, дает возможность детям и учителям по-новому увидеть друг друга — то, к чему мы стремимся. 

Во время традиционного выезда в Завидово состоялся «большой разговор» — неформальная встреча учителей с лицеистами, когда дети могли задать учителям любые вопросы и убедиться, насколько многообразны их таланты и как они умеют импровизировать, шутить, получать удовольствие от своего дела и жизни во всей ее многоликости. 

Такой формат оказался пространством заинтересованного диалога и нашел большой отклик среди детей и педагогов. Мы запланировали цикл таких встреч, потому что считаем важным развивать этот диалог.  

Первая встреча нового цикла — «большой разговор» с учителями словесности: Александрой Игоревной Девиной, Натальей Андреевной Соиной, Эллой Викторовной Гордюшкиной и Натальей Владимировной Гурской — состоялась в ноябре. Коллеги однозначно определили выбор пространства для встречи — зал экспозиции Государственного литературного музея на Зубовском бульваре. 

Гостей встретил заместитель директора музея по науке Эрнест Орлов. Он рассказал о доме и о самом музее, которому в этом году исполнилось 100 лет.

В начале встречи — небольшая экскурсия, знакомство с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова. «Рассказ экскурсовода был настолько живым и интересным, что Чехов из писателя со строгим взглядом превратился в человека, который близок и понятен каждому», — рассказывает Элла Викторовна Гордюшкина.

Слушая увлекательные истории, рассматривая экспонаты, переходя из комнаты в комнату и с этажа на этаж, дети и учителя, наконец, оказались в зале, где и начался доверительный разговор.

«В самом деле, дети знают нас по большей части как требовательных, строгих (и не очень) учителей, — делится Александра Игоревна Девина. — А интересно им было расспросить нас о детстве, о том, как пришли в профессию, где прошла юность и, конечно, о том, чем для нас стал Лицей. Неловкость первых минут — все взрослые боятся детских вопросов — быстро развеял Илья Сергеевич. Он сумел настроить участников на такой "семейный" вечер, где все друг друга знают, любят, и все интересны. Встреча наша прошла по-семейному уютно, а ребята увидели нас совсем другими, не "урочными". Здорово, когда есть такие традиции!» 

«Надо признаться, что поначалу чувствовалось некое напряжение. Вроде бы привычная обстановка, как на уроке: с одной стороны — учитель, с другой — ученики. Но на уроке всё понятно: есть план, конспект, четкие цели и задачи. А здесь? Кто знает, какие каверзные вопросы приготовили дети... Но долго волноваться не пришлось. Анастасия Викторовна всем своим видом дала понять, что коллег она в обиду не даст. А Илья Сергеевич, используя талант модератора, сумел "усыпить" бдительность  преподавателей, создать непринужденную обстановку, и беседа началась», — вспоминает Элла Викторовна.

Если проводить экскурсию, что такое «девинское Одинцово»? Что лежит на Вашем рабочем столе дома? Ваш любимый поэт? Что дает силы работать творчески, не выгореть, всегда быть в тонусе? 

По словам Натальи Владимировны Гурской, ребят интересовало все: и было ли детство у учителя, а если да, то каким оно вспоминается, и что любят их учителя, чем увлекаются в свободное время: «Самый главный результат встречи — открытия, которые  сделали ученики, увидев учителей с непривычной для них стороны. Такие встречи важны, потому что создают особую атмосферу взаимодействия педагогов и их подопечных — атмосферу доверия, добра и любви». 

Как много нового и неожиданного узнали лицеисты об учителях!

Александра Игоревна провела экскурсию по «девинским» местам Одинцово. Маршрут проходил в основном по школам города, но это и неудивительно, ведь жизнь Александры Игоревны с 17 лет связана со школой, а стаж работы — более 30 лет.

Элла Викторовна громко и не таясь призналась в любви к Маяковскому, Петербургу и кофе. А потом, смущаясь, добавила: «Почему-то, вернувшись из отпуска, я часто нахожу в чемодане чайные ложечки из отеля...». 

Наталья Андреевна по секрету сказала, что к урокам готовится и тетради проверяет на кухне, поближе к вазочке с конфетами. 

Наталья Владимировна поделилась, что одной из любимых игрушек в детстве у неё был... деревянный автомат, с которым она играла в казаки-разбойники. 

Конечно, кроме таких шутливых откровений, преподаватели рассказали о том, как пришли в школу. И эта дорога не была случайной. Быть учителем — осознанный выбор, сделанный ещё в детстве.

Яков Земцов, ученик 11 класса, признается, что необычный формат встречи оставил незабываемые впечатления: «Мне очень понравилась эта встреча с учителями. Это был новый и интересный опыт. Особенно "пресс-конференция" после посещения музея, где мы смогли вдоволь наговориться с учителями». 

А ещё было много стихов, разговоров о литературе, о мечтах и планах, связанных с Лицеем, много улыбок и тёплых слов. 

«Очень интересно встречаться с учениками вне школы, получается предметный урок, максимально интегрированный в обычную жизнь. Ребята узнали много нового о жизни педагогов, их детстве и повседневных делах. Отзывы самих ребят получились очень теплыми, неформальное общение всегда сближает!» — рассказывает Наталья Андреевна.

Не все вопросы заданы, не все ответы получены. Но кто сказал, что эта поездка была последней? У нас ещё так много времени, которое мы можем провести вместе, узнавая друг друга и открывая что-то новое.

      

      

Материал подготовлен совместно с учителями словесности Горчаковского лицея МГИМО

Продолжая «большой разговор»: встреча лицеистов с учителями словесности
Регистрация на вступительные испытания