Интервью с Александром Станиславовичем Хромых, куратором подготовки лицеистов к Всероссийской олимпиаде школьников

5 марта 2021

В конце февраля стали известны результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Учащиеся Горчаковского лицея пополнили копилку академических достижений новыми победами. 

Глеб Аношкин (9В), Георгий Федоров (10Б) и Софья Царькова (11А) получили почетный статус победителей. Мария Павлова (10А), Арина Жорина (10А), Анастасия Барышникова (11Б) и Екатерина Козлова (11А) стали призерами регионального этапа олимпиады. Сердечно поздравляем наших юных историков и желаем им дальнейших успехов!

В Лицее подготовку учащихся к олимпиадам курирует Александр Станиславович Хромых — учитель истории и обществознания, доцент, кандидат исторических наук. Александр Станиславович разрабатывает и курирует индивидуальные маршруты лицеистов, принимающих участие во Всероссийской олимпиаде школьников — от муниципального отборочного этапа до финала на всероссийском уровне.

Мы встретились с Александром Станиславовичем, чтобы поговорить об особенностях образовательной среды Лицея, о том, что может стать источником вдохновения для педагога и как мотивировать детей на достижение высоких академических результатов.

— В чем особенность образовательной среды Лицея?

— В Лицее создана уникальная среда для достижения высоких личностных и образовательных результатов. Главная ее особенность — это индивидуализация, которая базируется на ответственном выборе учащимся образовательной траектории. Например, ребенок пришел в Лицей с глубокими знаниями по одним предметам и с пробелами — по другим. Он может выбрать траекторию, которая позволит ему преодолеть эти сложности. Другой пример: ученик имеет высокий уровень знаний, не раз побеждал на школьных и муниципальных олимпиадах, но ему никак не удается покорить региональный и всероссийский этапы. Грамотно выстроив свою образовательную траекторию, он сможет уделить значительно больше времени  эффективной подготовке к региональному и всероссийскому этапам ВсОШ. Успехи лицеистов, на протяжении нескольких лет занимавших и занимающих высокие места на всех уровнях олимпиады — лучшее тому подтверждение. Ребята грамотно встраивают необходимые занятия в свой индивидуальный план и получают фундаментальную подготовку к нужной олимпиаде. Это выгодно отличает Лицей от других школ, в которых такая подготовка идет, как правило, во второй половине дня, когда дети уже устали, и в ограниченном временном формате (преподавателей часто приглашают из сторонних организаций). Кроме того, нередко занятия проводятся в достаточно больших группах, где у всех ребят разный уровень подготовки. Хочу отметить, что в текущем учебном году, благодаря усилиям администрации Лицея, процесс перехода к полной индивидуализации учебного процесса ускорился, и это радует!

— Что отличает лицеистов от их сверстников в других школах?

— Самостоятельность в выборе своего жизненного пути, определении своих образовательных и профессиональных целей, желание узнавать новое и постоянно совершенствоваться. Также хочется отметить такую особенность ребят, как способность к интересному и конструктивному общению. Например, после разбора олимпиадных заданий дети из разных классов часто остаются, и у нас начинается обсуждение различных вопросов из области истории, политики, общественной жизни и личного опыта. Образуется своеобразное сообщество ценителей интеллектуального общения, где интересно всем. И это очень важно!

— В чем Вы видите свою основную задачу как педагога?

— Ключевая характеристика современной школы — это постоянные изменения. Это как в «Алисе в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Поэтому педагог всегда должен совершенствоваться. Но как? Выскажу мысль, которая несколько крамольна для современной педагогики: совершенствоваться именно в объеме и качестве знаний, а не в методике их передачи. Многие заблуждаются, думая, что интернет может дать ответы на любые вопросы, — мол, и знать ничего не надо, в сети же все есть. Это далеко не так. Информация из интернета может не отражать всех тонкостей или просто быть неверной. Моя основная задача — развивать критическое мышление ребят, привить навык смотреть, на, казалось бы, очевидные вещи с разных сторон, научить их разбираться в значительном потоке информации. Где-то — по возможности сократить их путь к верному знанию. В общем, пересадить учеников с самоката на ультрасовременный гоночный мотоцикл!

— Что вдохновляет Вас в Вашей работе больше всего?

— Конечно же, успехи детей, их прогресс! Очень приятно, когда проходит год-полтора занятий, и ты видишь, что они уже находятся на другом уровне знаний и личностного развития. Оценки иногда отходят на второй план. Могу вспомнить случай из прошлого учебного года. Один лицеист в 11 классе усиленно занимался олимпиадной подготовкой, но получилось так, что ему не хватило нескольких баллов для того, чтобы пройти в заключительный этап. Я спросил его: «Илья, наверное, ты жалеешь, что вместо упорной подготовки к ЕГЭ, занимался олимпиадой?». А он отвечает: «Да что Вы, я научился большему: не сдаваться, достигать того, что казалось невозможным, работать, разбираться, систематизировать огромный материал. Я очень Вам благодарен за эти занятия!». И вот ради таких фраз стоит работать, не останавливаться, совершенствоваться и делать больше, больше и больше…

— Как Вы считаете, какие качества первостепенны для того, чтобы работать с детьми и состояться как педагогу?

— Первое и самое главное — это неподдельный интерес к делу, которым занимаешься, умение работать не формально от начала занятия и до конца, а на результат и качество. Детей же не обманешь! Кто делает и выкладывается, тому они помогут, и сделают даже больше, чем от них требуют стандарты. Все-таки хороший учитель — это пример для ученика. Если он заинтересован в процессе, то и ученику будет интересно, если он стремится донести знания, то и ученик захочет сначала получить эти знания, а потом увеличить их самостоятельно. Если учитель одет аккуратно и опрятно, то и ученик будет подсознательно стремиться к этому. Если учитель рассказывает не то, что привык, а то, что нужно ученику, ученик его обязательно услышит! Конечно, у учителя должны быть фундаментальные знания, но одним из главных качеств учителя является и стремление к постоянному саморазвитию, особенно при подготовке к олимпиадам. Уровень сложности заданий на заключительном этапе — запредельный, а объем требуемых знаний неограничен. Когда мы разбираем олимпиадные задания с учениками, я честно говорю, что каких-то вещей не знаю, но дайте мне время, и мы вместе разберемся со сложным вопросом. Если у учителя широкий кругозор, он может рассказать много интересного, и шансы увлечь детей предметом у него значительно выше. 

— Что мотивирует детей на достижение высоких академических результатов?

— Во-первых, интерес к предмету. Именно с него начинается движение к олимпиадным заданиям. Идеальной является ситуация, когда ты знаешь все, что проходят на уроке, и тебе хочется знать больше. Во-вторых, это дух соревнования, желание самоопределиться в современной жизни, найти свое дело. По сути, олимпиады — самый объективный инструмент дифференцированной оценки достижений учащегося. Здесь — чистое соревнование. Сколько отличников в России — тысячи! Быть одним из нескольких тысяч — не особо почетное достижение. Получить 100 баллов по ЕГЭ — тоже хорошо, но это почетно скорее для учителей и статистики школы, которую Вы уже закончили. А вот стать лучшим в городе, лучшим в Московской области, попасть в десятку лучших учеников России по предмету — это совсем другая история! В-третьих, это льготы для поступления в вуз. Ведь призер и победитель заключительного этапа ВсОШ поступает на бюджетное место в вузе без конкурса, оставляя за спиной всех абитуриентов, получивших 100 баллов по ЕГЭ и максимальный балл по дополнительным вступительным испытаниям. Вот это, конечно, супермотивация! В-четвертых, это материальное вознаграждение. Не секрет, что за участие в заключительном этапе ВсОШ от Правительства Московской области положена премия 115000 рублей. В случае, если участник станет призером заключительного этапа, сумма увеличится до 345000 рублей, а если победителем, то до 575000 рублей.

— Нужно ли участвовать в олимпиадах? Зачем этот навык современным детям?

— Я считаю, что всем стоит попробовать поучаствовать в олимпиадах. В процессе станет понятно, нужно это ученику или нет. Большой плюс олимпиадного формата — отсутствие ограничений в возможности совершенствования. Благодаря этому олимпиады развивают у лицеистов невероятно широкий кругозор, дают им знания, которые можно применить в разных жизненных ситуациях. Это позволяет эффективно справляться с вызовами современного мира, в котором все постоянно меняется.


 

Интервью с Александром Станиславовичем Хромых, куратором подготовки лицеистов к Всероссийской олимпиаде школьников
Регистрация на вступительные испытания