Горчаковский лицей принял участие в Марафоне функциональной грамотности ОЭСР

29 декабря 2021

В 2022 году Россия примет участие в новом этапе международного исследования PISA, посвященном диагностике уровня развития функциональной грамотности у школьников.

В рамках подготовки к исследованию Минпросвещения России совместно с уполномоченными органами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировало Марафон функциональной грамотности, в котором приняли участие ведущие мировые ученые и эксперты в сфере образования. 

В декабре прошла серия просветительских мероприятий, основными темами которых стали ключевые навыки XXI века, вопросы их формирования и развития.

В рамках онлайн-дискуссии «Актуально. Экспертно. Об образовании» на вопросы российских учителей отвечал Андреас Шляйхер, глава международной программы PISA, руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, известный международному и российскому сообществу педагогов как «отец PISA».

Вопрос, заданный Горчаковским лицеем, касался развития методологии PISA: следует ли ожидать изменения в составе заданий и методов анализа функциональной грамотности. 

«Это очень важный вопрос, — отметил Андреас Шляйхер. — Поскольку мир меняется, исследование также должно меняться. Например, функциональная грамотность изменилась за последние 20 лет. Раньше она заключалась в способности работать с линейным текстом, теперь — в навыке обработки длинного текста. Посмотрим на математику: здесь все более важной темой становится вычислительное мышление. В новом исследовании мы будем концентрироваться также на креативном мышлении. С 2025 года мы начнем диагностику навыков в области иностранных языков». 

Вопросам развития функциональной грамотности педагоги Горчаковского лицея уделяют большое внимание. Возможно участие лицеистов в международном исследовании PISA в 2022 году.

«Формирование функциональной грамотности происходит в первую очередь через развитие читательской грамотности, — считает Элла Викторовна Гордюшкина, учитель русского языка и литературы Горчаковского лицея МГИМО. — Важно научить детей находить и усваивать важную и нужную информацию.

На уроках литературы, русского и иностранного языков мы обращаемся к произведениям классиков, чтобы воспитывать в детях художественный вкус. Важную роль играет работа с публицистическими текстами, которые позволяют ученикам увидеть проблемы современной действительности, обсудить их, предложить свои пути решения. Таким образом формируется еще и гражданская позиция».

Открытость образовательной среды Лицея, ориентация на мировые стандарты качества образования, готовность масштабировать лучшие практики делают его методическим центром для других школ. Сотрудничество с региональными площадками по всей стране, а также в странах ближнего зарубежья — Калининградом, Ростовом-на-Дону, Тюменью, Бишкеком, Ташкентом — залог того, что уровень функциональной грамотности будет постепенно расти. 

Горчаковский лицей принял участие в Марафоне функциональной грамотности ОЭСР
Регистрация на вступительные испытания